[список статей]Стеклопластика ( Lampwork)Неправо о вещах те думают, Шувалов, Которые Стекло чтут ниже Минералов, Приманчивым лучем блистающих в глаза: Не меньше польза в нем, не меньше в нем краса. М.В. Ломоносов Начало стеклоделия теряется в глубине веков и, постоянно развиваясь, продолжается до наших дней. Самым древним из найденных на сегодня изделий из рукотворного стекла считается светло-зеленая бусинка размером 9х5,5 мм, обнаруженная в окрестностях города Фивы - датируется 35 в. до н.э. Но задолго до этого людям было известно так называемое природное стекло - материал, возникший в результате оплавления скальной породы при извержении вулкана (обсидиан), ударе молнии или метеорита (тектит). Самая распространенная его разновидность - обсидиан, природное вулканическое стекло, из которого древний человек изготавливал разнообразные орудия. Но и в более поздний период развития человечества обсидиан не был забыт, о чем говорит факт нахождения многочисленных обсидиановых изделий на территории Египта. Иногда считают, что природные стекла - обсидианы и тектиты - натолкнули человека на создание их искусственных аналогов. Так или иначе, начало древнего стеклоделия восходит к середине III тысячелетия до н.э. и связано с цивилизациями в долинах Нила, Тигра и Евфрата, островом Крит и отдельными народами, например, финикийцами. Искусство изготовления бусин и фигурок из стекла называется Lampwork (англ. lamp — лампа, горелка, work — работа). Lampwork позволяет создавать вещи, доступные простым людям, и к началу восемнадцатого столетия по всей Европе начинается производство различных мелких недорогих изделий. В городке Неверс (Nevers) во Франции изготовляли маленькие статуэтки людей, домашних животных, они были настолько популярны, что их производство не прекращалось до начала двадцатого века. Деревня Лауша (Lauscha), Германия – была полностью занята изготовлением Рождественских орнаментов на лампах (фонарях). Венеция производила бусы. В конце девятнадцатого века отец и сын, Рудольф и Леопольд Блашка (Blaschka) , создали, возможно, самый великолепный образец lampworkа в мире. Широкую известность мастера приобрели, создав несколько тысяч моделей морских животных, настолько точных анатомически, что и по сей день они сохраняют свою научную ценность. В 1886 году Джордж Линкольн Гуддейл, директор Гарвардского Ботанического Музея, предложил им сделать масштабный проект – создание детальных ботанических моделей растений Европы и Северной Америки. Работая только кузнечными мехами и множеством самодельных инструментов, Блашка создавали модели, используя проволочный каркас для придания им структуры, варьируя цвет и прозрачность стекла, добивались безупречной точности в передаче окраски и текстуры растений. Результат получился ошеломляющий! Модели были настолько похожи на живые, что даже при близком осмотре, не отличишь их от настоящих растений. В течение следующих 50 лет, было сделано 850 комплектов моделей растений, которые включают различные увеличенные части растений и анатомические сегменты. В общем, отец и сын Блашка создали более 3000 моделей 164 различных видов растений, большинство из которых до сих пор находятся на выставке в Гарвардском Ботаническом Музее. До наших дней никто не смог воспроизвести аналогичные модели. Сегодня художественная обработка стекла производится с помощью горелки, температура которой достигает 1800 градусов (температура для работы со стеклом 800-1200 градусов в зависимости от используемого стекла). В этих условиях стекло приобретает необходимое для работы состояние, и в руках высококвалифицированных художников превращается в произведения искусства. Прозрачное и цветное стекло может быть в форме монолитных стержней, трубок и плоских листов. Хотя в данной технике и используется прием выдувания (при работе с полыми трубками) художник, в основном, моделирует предметы путем вытягивания, собирания, изгибания и сплавления монолитных стеклянных стержней. В работе применяется преимущественно боросиликатное стекло, которое удачно совмещает в себе как достоинства кварцевого (имея весьма низкий коэффициент термического расширения и соответственно склонность к термическому шоку), так и преимущества известково-натриевого стекла, обладая весьма широкой цветовой палитрой. Боросиликатное стекло различных цветов может смешиваться друг с другом, производя новые оттенки. Цветовой гаммой можно манипулировать, используя различные пропорции газа и кислорода (меняя химию пламени), а также изменением температуры пламени. Впервые появилась возможность включать многие традиционные итальянские техники, такие как "филигранная нить" и "миллефиори" (от итал. mille fiori - тысяча цветов) в область фигуративной скульптуры. Каждая фигурка из стекла изготавливается вручную. Процесс создания стеклоизделий очень сложный, кропотливый и даже в определённой степени опасный. В его основе лежит интуитивный ручной труд мастера, творческий подход и наработанный годами опыт. Что нужно, чтобы сделать одну фигурку? Подготовить рабочее место, убрать лишний мусор, набрать стеклодрот необходимого цвета и сечения; Включить и прогреть горелку; Взять две дротинки, нагреть их концы на горелке до вязкого состояния. С этого начинается сам процесс создания изделия; Мастер, опираясь на собственный опыт и интуицию, придает изделию форму и цвет. Цвет подбирается за счет использования разного стеклодрота; Добавляются мелкие детали, такие как глазки, ушки другого цвета, какие-либо элементы одежды для будущей фигурки и др.; Когда сувенир из стекла готов, нужно дать ему время остыть, чтобы посмотреть, как поведет себя стекло при комнатной температуре. Если мастер ни в чём не ошибся, а стекло качественное, и все сделано правильно, то изделие окончательно готово. Если же где-то допущена оплошность, то такое изделие сечется (глубокие трещины внутри стекла) и признается негодным.
В зависимости от сложности изделия из стекла и опыта мастера на изготовления одной фигурки из стекла уходит от 20 минут до нескольких часов. Сегодня художники создают удивительные по красоте и сложности бусины, фигурки сказочных персонажей, героев мультфильмов, обладающих определенным характером. В искусстве стеклопластики представлен весь разнообразный мир флоры и фауны: фигурки диких и домашних животных, птиц, рыб, экзотические растения, а также небольшие композиции из растений и животных. Несмотря на небольшие размеры, фигурки точно передают физиологические особенности того или иного животного, его характер и даже эмоции. Мастер должен обладать умением чувствовать стекло, представлять формы, выстраивать в голове объемные изображения будущего творения. Художники, изготавливающие фигурки из стекла, - люди творческие и талантливые. Каждый образ, создаваемый автором, индивидуален и неповторим. |