[список статей]МатрёшкаРасписная красавица-матрёшка, наряду с балалайкой, валенками, самоварами, давно стала одним из самых популярных символов России. Её охотно покупают иностранцы как «самый русский из русских сувениров». В настоящее время существует несколько центров по изготовлению и росписи матрешек. Это подмосковный Сергиев Посад, нижегородские центры в городе Семенове, в селах Полховский Майдан и Крутец. Известны вятские, тверские, марийские, мордовские расписные матрешки. Искусство росписи матрешки шагнуло за пределы России, центры по ее росписи появились на Украине и в Беларуси. Стремительное развитие получило искусство авторской матрешки. Между тем, этот русский сувенир является ровесником кинематографа – матрешке чуть более ста двадцати лет. Рассказывают, что в конце XIX века в семью Мамонтовых - известных русских промышленников и меценатов - то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-то привез японскую точеную фигурку буддистского святого Фукурума с “сюрпризом” - она разымалась на две части, а в ней была спрятана другая, поменьше, которая так же состояла из двух половинок… Всего таких куколок насчитывалось пять. Местом рождения новой оригинальной игрушки, быстро завоевавшей славу национального сувенира, стала мастерская - магазин “Детское воспитание” А.И. Мамонтова в Москве. В это время мастерская объединяла многих знаменитых художников. Васнецов, Врубель, Рерих стремились к возрождению «народного русского стиля» в искусстве. В «Детском воспитании» создавали «этнографических кукол», одетых в народные костюмы разных губерний Российской империи. Идею объединили с формой фигурки японского святого – и родилась, известная сегодня на весь мир, многослойная деревянная куколка в национальном костюме. Русскую деревянную куклу назвали матрешкой. Сделано это было не случайно. В дореволюционной провинции имя Матрена, Матреша считалось одним из наиболее распространенных женских имен, в основе корня которого лежит латинское слово «mater», означающее мать. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем и дородной фигурой. Впоследствии оно сделалось нарицательным и стало означать токарную разъемную красочно расписанную деревянную матрешку. Но и по сей день матрешка остается символом материнства, плодородия, поскольку матрешка с многочисленным матрешкиным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры. Технологию изготовления матрешки российские мастера, умевшие вытачивать деревянные предметы, вкладывающиеся друг в друга (например, пасхальные яйца), освоили с легкостью. Принцип изготовления матрешки остается неизменным и до настоящего времени, сохраняя все приемы токарного искусства русских умельцев. Как правило, материалом для матрешки служат такие породы деревьев, как липа и береза. Деревья, предназначенные для выделки матрешек, спиливают обычно ранней весной. Заготовленную древесину выдерживают на открытом воздухе несколько лет, чтобы довести ее до определенной кондиции. Готовые к обработке бревна распиливают на заготовки для будущей матрешки. До 15 операций проходит заготовка в руках токаря, прежде чем стать готовой матрешкой. Как правило, первой вытачивается самая маленькая неоткрывающаяся матрешка. При изготовлении следующей, уже открывающейся матрешки вначале вытачивается ее нижняя часть — донышко. Затем матрешка оттачивается до нужного размера и на конце срезается. После этого делается кольцо, на которое будет надеваться верхняя часть матрешки, и выбирается ее нижняя половина. После чего вытачивается голова матрешки и удаляется изнутри столько древесины, чтобы голова матрешки могла быть надета на верхнее кольцо. Все эти процессы выполняются на глаз, по наитию и требуют большого умения. По окончании токарных работ белоснежную деревянную матрешку тщательно зачищают, грунтуют крахмальным клейстером, для того чтобы ее поверхность была идеально гладкой и наносимые краски не растекались по древесине, затем сушат. Теперь матрешка готова к росписи. В настоящее время русская матрешка переживает своеобразный ренессанс. Оживление экономической жизни дало возможность беспрепятственного существования различных небольших частных мастерских по изготовлению и росписи русских деревянных матрешек. Наибольший интерес стала представлять матрешка, изготовленная не в том или ином традиционном стиле, а авторская матрешка, выполненная художником-индивидуалом, профессионалом или любителем. Современные художники матрешки прежде всего обратились к традициям первых русских расписных матрешек. Появились различные варианты русской матрешки, одетой в народную одежду. По-прежнему наиболее популярными остаются колоритные персонажи — цыганки, представители различных национальностей, служители культа. Большой любовью у ценителей русского народного искусства пользуется исторический тип матрешки: бояре и боярышни, представители дворянства и купечества дореволюционной России. Новым для искусства русской матрешки стало обращение к традициям иконописи. Как правило, в решении образов богоматери, Иисуса Христа, апостолов и святых художники используют иконописную технику. Характерная черта искусства современной авторской матрешки — ее живописность. Часто конструктивное начало матрешки игнорируется в пользу общего живописного решения. Существуют матрешки, воспроизводящие живописные пейзажи России. Часто используются известные картины русских художников-пейзажистов: А.К.Саврасова, В.Д.Поленова, И.И.Шишкина, В.М.Васнецова. Все большее распространение получают матрешки, на фартуках которых изображены сюжеты из русских народных сказок. Совершенно новым явлением в росписи русской матрешки является так называемая политическая матрешка, которая представляет собой целую галерею русских царей, российских и зарубежных государственных, общественных деятелей. Русская расписная матрешка представляет собой уникальное явление в современной мировой культуре. Недаром она привлекает столь пристальное внимание любителей и коллекционеров изобразительного икусства, как в нашей стране, так и за рубежом. Роспись матрешки как бы вбирает в себя все яркое, свежее, актуальное, связанное с обновлением и возрождением общества, происходящими в современной России. Список литературы.1. Русская матрешка. М.: Мозаика 1995.2. Народные художественные промыслы. общ. ред.М.А. Некрасовой и др. 3. Народное искусство: художественные промыслы СССР. М.: Планета 1987 4. Л. Н. Соловьева. Русская матрешка. Москва.: ИНТЕРБУК 1993 |