Моя корзина корзина пуста
Вход
e-mail: 
пароль:   
  регистрация
Архив заказов
письмо
 
О НАШИХ ТОВАРАХ
[список статей]

Керамика - виды и стили декора

Виды керамики

Керамика (греческое - гончарное искусство, от слова keramos - глина) – это изделия, которые производятся путем спекания глин и смесей глин с минеральными добавками.

Объединяющими признаками всех керамических изделий являются их получение спеканием при высоких температурах, а также использование в производстве сходных технологических методов, к которым относятся: обработка сырья, приготовление керамической массы, формование, сушка и обжиг изделий. Отличия связаны с подбором сортов глин и примесей для составления керамической массы, а также в приемах ее обработки, обжига и украшения поверхности изделий.

Основные виды керамики:

Майолика. Керамические изделия из красной обожженной глины с крупнопористым черепком (т. е. пористой фактурой), покрытые глазурью. Майоликовым изделиям свойственны массивность форм, плавная текучесть силуэта, яркий блеск глазурных полив, контрастные сочетания цветов подглазурного рисунка, орнамента.

Фаянс. Основа его — белая глина. Фаянсовый кувшин от майоликового отличить легко, стоит только обратить внимание на донышко: у майоликовой керамики выступы на нем — темные, а у фаянсовой - белые. То, что отличает фаянс от майолики, сближает его с фарфором, но фаянс не обладает белизной и прозрачностью фарфора, его черепок порист и менее прочен. Изделия из фаянса имеют толстые, непрозрачные стенки мягких, обтекаемых форм.

Фарфор. Обладает высокой прочностью, абсолютной белизной черепка, богатством красок, химической стойкостью. Для создания фарфора необходима очень высокая температура обжига — до 1400 °С и сложная по составу глиняная масса, включающая каолин, песок, полевой шпат и другие добавки.

Шамот. Он представляет собой перемолотый керамический бой, замешанный на глине. Шамот имеет грубозернистый состав, глазурь на его поверхности растекается пятнами, не покрывая ее полностью, что придает изделию из шамота особую оригинальность. Он очень ценится художниками, которые ввели его в область декоративно-прикладного искусства - используется для создания декоративных ваз, рельефов, декоративной скульптуры. Эти изделия отличаются красивой зернистой фактурой, а декорирование глазурями придает им своеобразный колорит.

Виды декорирования керамических изделий

Все виды декорирования керамических изделий можно условно разделить на скульптурное (рельефное) и цветовое покрытие. К рельефному покрытию относятся пальцевой орнамент, применение различных фактур и штампов, процарапывание, использование смальты и стекла, нанесение вылепленного рельефа. К цветовому – роспись ангобами, подглазурными пигментами, солями, покрытие глазурями, надглазурная роспись.

Лощение

Это один из самых древних способов обработки поверхности. Он удобен для ваз, горшков и прочих работ из красной глины, которые не имеют мелких деталей и углублений. Пока изделие ещё сырое, поверхность выравнивается с помощью влажной губки. Потом его стоит немного подсушить, не досушивая до конца. Далее поверхность натирается любым гладким предметом (стеклянной палочкой, ложкой, камнем-голышом), чтобы уплотнить верхний слой глины до появления блеска. Существует краснолощеная и чёрнолощеная керамика. Первая – естественного цвета красной гончарной глины. Вторая – задымлённая, обожжённая в коптящем пламени без доступа кислорода.

Использование фактуры

Это самый разнообразный вид декорирования, который применяется для всех видов глины. Существует неограниченное количество вариантов работы с влажной поверхностью.

Это могут быть различные штампы, которые изготавливают из дерева, гипса или глины. Широко применяются для фактуры различные ткани, тюль, марля, холст, рогожа, тесьма, различные сетки, кружева. Для изображения травы, волос, шерсти животных незаменимы такие вещи, как чеснокодавилка или ситечко для чайника. Небольшой кусочек глины продавливаются через них и приклеивается к основной работе ни шликер.

Подбор фактур, поиск различных способов получения отпечатков – увлекательное занятие, которое помогает сделать изделие эффектным и выразительным.

Рельефная обработка

На влажные изделия из глины или фаянса приклеивают мелкие слепленные детали.

Техника процарапывания

Один из древнейших способов обработки — сграффито. Слегка подсохшее изделие из красной глины покрывают слоем ангоба или белого шликера. Затем стеком выскабливают нужный рисунок, обнажая нижний, более темный, слой глины.

Роспись

Подглазурный декор в большинстве случаев выполняют по обожженному черепку, после чего его покрывают прозрачной гла­зурью. В керамическом производстве используются специальные краски, выдерживающие высокую температуру.

Ангобирование

Ангоб — это глина, разведенная до консистенции сметаны. Цветными ангобами расписывают изделия, имеющие самое разнообразное назначение: посуду, подсвечники, броши, кулоны, бусы и многое другое. Ангобы различных цветов можно получить двумя способами. Первый способ — подобрать природные глины, которые после обжига окрашиваются в разные цвета. Натуральные ангобы имеют приглушенную окраску. Цвет их в основном теплый: красно-оранжевый (кирпичный), красно-коричневый, серый, желтый и др. Смешивая натуральные ангобы между собой, можно получить множество тончайших оттенков. К ним нужно прибавить еще беложгущуюся глину. Приобрести глины, имеющие разнообразную натуральную окраску, довольно трудно, к тому же в их палитре отсутствуют холодные цвета — синие и зеленые, а также черный. Поэтому гончары просто-напросто окрашивают белую глину в нужный цвет солями металлов.

Покрытие глазурью

Готовое изделие, прошедшее утильный обжиг, нужно глазуровать.Глазури по своему составу представляют собой стеклообразные силикаты, расплавляющиеся на глинистом черепке.Назначение глазурей – прикрыть пористый черепок изделий плотным и гладким слоем, придать изделиям повышенную механическую прочность и хороший внешний вид, повысить химическую устойчивость, защитить подглазурный декор.

Кракелюр. Надглазурное покрытие. Деколь

Когда глазурь имеет множество мелких трещин, этот эффект называется кракелюр, или крокле. Чтобы его достичь, изделие достают из печи в недостаточно остывшем виде. После этого трещины покрывают краской и обжигают изделие повторно.

По глазурованной поверхности можно работать надглазурными красками либо люстрами (составами, придающими изделию металлический блеск, мраморообразователем, специально разведенным керамическим золотом).

Сущность деколирования заключается в том, что красочный рисунок наносят на глазурованный (в основном) и на неглазурованный че­репок с помощью готовой переводной картинки, похожей на всем известные детские переводные картинки. Только картинка (деколь) сделана на гуммированной бумаге с применением керамических (несгорающих) красок.

Список литературы

1. Акунова, Л.Ф. Технология производства и декорирование художественных керамических изделий [Текст]/Л.Ф. Акунова, В.А. Крапивина. - М., 1983.

2. Иманов Г.М. Производство художественной керамики. [Текст] / Г.М. Иманов, В.М Косов, Г.В. Смирнов. - М., 1985

3. Маклашевский А.И. Технология художественной керамики. [Текст] / А.И. Маклашевский. - С-П., 1971.

4. Хохлова Е.Н. Производство художественной керамики. [Текст] / Е.Н. Хохлова - М., 1978.