Моя корзина корзина пуста
Вход
e-mail: 
пароль:   
  регистрация
Архив заказов
письмо
 
О НАШИХ ТОВАРАХ
[список статей]

Писанки

Писанка- традиционная роспись на живом яйце, особенно в канун Пасхи!

По археологическим данным традиции росписи на яйце более пяти тысяч лет. Еще при раскопках легендарной Трои было найдено каменное яйцо с нанесенными на него символическими знаками.

Традиция писанки была ранее распространена среди всех славянских народов от Южного Урала до Одера. Признание писанки, как уникального искусства, впервые прозвучало в сообщении антрополога Федора Вовка на 2 археологическом съезде в Киеве в 1874 г. Этнографы Оскар Кольберг и Николай Сумцов составили альбомы с их изображением, на основе которых действительный член Российского Географического общества С.К.Кульжинский 1889г. издал первый каталог.

Писанка пишется не красками. Роспись делается воском. Нанесение воска чередуется с постепенным окрашиванием яйца («купанием» яйца в краске) от светлого к темному. Затем яйцо нагревают и снимают воск.

Писанку пишут так: в левой руке держат яйцо, в правой - инструмент с воском (кистку). При росписи вращают яйцо, то есть пишут левой рукой, самим яйцом.

Рисунки писанок не случайны и не произвольны. Каждый имеет свое предназначение, свой смысл, передается из поколения в поколение и в основе своей не меняется.

В каждой писанке можно увидеть тройную символику: символику яйца, символику орнамента, символику цвета.

В старину писанка сопровождала человека всю жизнь. Женщина, ожидая ребенка, расписывала писанки с цветами или птицами - это символы души, которая должна придти в этот мир. Писанку клали в колыбель младенцу, ее дарили на свадьбы с пожеланиями молодым, ею поминали предков.

Писанка занимала важное место в обрядах коловорота.

Само написание писанки происходит как обряд. Женщина расписывает писанки в уединении, перед этим взяв воду в семи источниках, или на слиянии трех ручьев. Пишет в сосредоточении, в состоянии обряда, с пожеланием добра, удачи, здоровья тем, кому эти писанки предназначены.

Больше всего писанок писалось весной, со времени весенного солнцестояния. В это время больше писалось красных писанок - цвета солнца. Считалось, что таким образом люди помогают весеннему солнцу набирать силу на лето. Весенние писанки несут в себе образы возрождения природы, устроения нового мира - распаханные и засеянные поля, растения, семена и плоды - символы будущего урожая. Такую писанку хранили целый год до следующей весны.

Писанку клали в первую пашню. При севе писанки клались в зерно и бросали в поле с пожеланиями хорошего урожая.

До наших дней традиция писанок сохранилась в весенних пасхальных обрядах в виде «крашанок» (покрашенных в один цвет яиц).

По символам писанки:

Символика в писанках выражает образы плодородия, достатка, благополучия семьи и здоровья.

Мужчинам писанки писались на силу, мужество, мудрость.

Там присутствуют знаки огня и солнца: кресты, «крутороги», «ветрячки», «стрелы Перуна», «коники» или олени – также символы солнца, растительные знаки – «дубочки», символ крепости и силы…

Женские писанки несут в себе символы плодородия и раскрытия женской силы – «звезда», «роза», «берегиня»…

Треугольники, квадраты – символы вспаханного или засеянного поля, то, что приносит достаток в семью.

Меандры – символы бесконечности жизни, вечного движения, постоянное возрождение природы.

На Пасху традиционно пишут «кресты» - символ распятия и воскрешения Христа – в традиционной символике это символ солнца, он же символ Мирового древа, оси мира, которая соединяет миры - мир людей - жилой мир, верхний мир - мир богов и нижний мир.

Сам цвет на писанках также имеет свое значение.

Весной много писали красных писанок. Красный цвет – это символ солнца, набирающего силу на лето, дающего жизнь. На весенних писанках часто изображаются растения, цветы.

Черный цвет и коричневый на писанках – это цвет земли, символ плодородия.

Зеленые писанки – это писанки целительские. Зеленый цвет – цвет жизни, цвет вечнозеленых деревьев. Недаром на таких писанках часто писали «сосенки» - знаки сосновых веток.

Первые декоративные яйца на Руси появились во время правления царя Алексея Михайловича Романова. Их делали мастера Оружейной палаты, они с большим искусством расписывали яйца золотом. Делали подобные яйца и придворные ювелиры Петра I. Но настоящий расцвет индустрии создания пасхальных декоративных яиц наступил в XIX веке. А главные мастера работали на Петербургском фарфоровом заводе.

Одним из первых соединить пасхальное яйцо с ювелирным украшением попытался Фаберже. Имя Карла Фаберже чаще всего ассоциируется с блестящим искусством декоративного пасхального яйца.

                                                              

Культурная традиция декоративного пасхального яйца в XX веке прерывалась по известным причинам, но духовная традиция не прерывалась, несмотря на официальные запреты и пропаганду. С новым тысячелетием наступило время возрождения и расцвета культурной традиции в искусстве украшения яиц на Пасху. Сегодня художники народных промыслов и индивидуальные мастера создают декоративные пасхальные яйца в самых разнообразных техниках. Деревянные точёные яйца, расписанные в технике иконописи, в традициях Хохломы, Полховского Майдана, гжельские фарфоровые пасхальные яйца, ювелирные филигранные декоративные яйца.